Программа курса "Педагогический класс"


ПРОГРАММА
курса по выбору
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС

Программу разработала учитель Григорьева Ольга Ефимовна

Пояснительная записка
    Современное общество динамично: стремительно меняются образ жизни, социальные, экономические и политические условия. Все это создает ситуацию непредсказуемости и нестабильности, в которой традиционные алгоритмы не срабатывают. Человек вынужден самостоятельно разрабатывать индивидуальную стратегию на каждую новую ситуацию. Поэтому развивающемуся обществу нужны образованные, нравственно-предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
   Подготовка такого выпускника в значительной степени зависит от социализации и психолого- педагогической поддержки процесса самоопределения (и профессионального в том числе) учащихся в образовательных учреждениях. Средством такой поддержки может стать курс по выбору «Социально-педагогический класс».
     Данный курс по выбору дает обучающимся базовую психолого-педагогическую подготовку, формирует основу для сознательного управления своим развитием, помогает усвоить практические приемы и способы самокоррекции и самосовершенствования. Занятия в социально-педагогическом классе направлены на развитие личности, коммуникативных умений, освоение навыков эффективного взаимодействия.
   Актуальность данной программы также связана с отсутствием в современной школе предмета, на котором учащийся мог бы получить знания о самом себе: о том, какой он, каким его видят окружающие, как он развивается, каков его творческий потенциал и расширить свои представления о педагогической деятельности.
    Целью создания социально-педагогического класса является ориентация обучающихся на педагогическую профессию, расширение представления о многообразии сфер современной педагогической деятельности, обеспечение системы непрерывного образования (школа – ВУЗ), создание условий для самореализации посредством комплекса мероприятий.
      Для достижения поставленной цели СПК решает следующие задачи:
- разработка и проведение мероприятий для школьников, способствующих повышению интереса к педагогической профессии;
- осознанный выбор специальности дальнейшего профессионального обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- развитие социально-значимых компетенций, необходимых будущему педагогу; 
- развитие навыков позитивного взаимодействия в группе и взаимопонимания, проектных и исследовательских умений учащихся;
- создание позитивного имиджа ОмГПУ как социально-ориентированного ВУЗа.

       Содержательное поле курса структурировано в три ступени обучения.
    Содержание занятий первой ступени (первого года обучения соответственно) – «В мире педагогической профессии» - призвано сформировать представление обучающихся о педагогической профессии, помочь им осознать ее высокое предназначение, сформировать устойчивый интерес к педагогической профессии.
   Содержание занятий второй ступени (второго года обучения) – «Я в педагогической деятельности» - призвано познакомить с сущностью педагогической деятельности, с требованиями профессии «педагог» к личности и выработать у школьников собственное видение развития в себе профессионально значимых качеств, педагогических способностей.
   Занятия третьей ступени (третьего года обучения) – «Введение в специальность» - предполагают изучение тем психолого-педагогической направленности и педагогические пробы обучающихся.

     Курс по выбору «Социально-педагогический класс» объемом 102 академических часа (34 часа в каждый год обучения) – предназначен для учащихся 7-8 классов, имеющих склонность и интерес к профессиям социально-гуманитарного направления и намерения приобрести соответствующую профессиональную подготовку и необходимый общеобразовательный уровень.
  Организация занятий в рамках СПК практико-ориентированная, включающая педагогические пробы (анализ и обсуждение ситуаций на уроках в своем классе, участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий).

     Предполагаемые результаты освоения программы:
- прояснение школьником своих жизненных и профессиональных планов;
- развитие коммуникационных и организаторских умений школьника, лидерских качеств;
- получение школьниками представления об особенностях профессиональной педагогической деятельности, о возможных образовательных траекториях получения педагогической профессии и развития в ней, о видах и типах образовательных организаций, о возможностях ОмГПУ для развития личности;
- профессиональное самоопределение школьника по отношению к педагогической профессии.

   Предполагаемые эффекты от реализации программы:
 - рост количества активных и инициативных школьников в образовательном процессе;
- рост количества абитуриентов, мотивированных на получение педагогической профессии;
- решение проблем регионального рынка труда в сфере образования.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения. В мире педагогической профессии
Раздел 1. Человек и мир профессий (12 часов).
Классификация профессий. Определение типа будущей профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. Пути получения профессии. Ошибки в выборе профессии. 
Практические задания:
1) Анализ профессиограмм;
2) Проведение исследования по выявлению профессиональной склонности (тест Е.А.Климова «Тест для определения профессиональных склонностей»;
3) Конструирование образовательной траектории.

Раздел 2. Педагогическая профессия в современном мире (22 часа).
Особенности педагогической профессии. Ее гуманистический характер и социальная роль. Требования к педагогической профессии. Фрагменты профессионального стандарта «Педагог». Образ учителя в литературе и кино. Педагогическая профессия в пространстве Омского региона. Баттл (аргументированная защита) самой перспективной профессии из Атласа профессий будущего. Консультация по проекту.
Практические задания:
1) Интеллектуальный баттл «Перспективная профессия»;
2) Деловая игра «Собеседование на должность учителя;
3) Экскурсия в Индустриально-педагогический колледж и образовательные организации г.Омска.
4) Проект «Логотип педкласса»

Второй год обучения. Я в педагогической деятельности (34 часа).
Базовые знания и необходимые способности в профессии «учитель». Ораторские способности. Методика публичного выступления. Выступление с опорой на текст; выступление без записей; выступление экспромтом. Основы полемического мастерства. Организаторские способности. Формирование коллектива. Роль лидера. Воспитание лидера. Понятие общения. Виды общения. Условия и психологические принципы эффективного общения. Особенности делового общения. Устные и письменные формы деловой коммуникации. Повышение культуры устной и письменной речи. Способности, необходимые для осуществления педагогом анализа и оценки различных видов и областей собственной активности, деятельности обучающихся и состоявшегося педагогического взаимодействия. Проявление рефлексивных способностей в рефлексивном слушании, анализе урока / воспитательного мероприятия, написании характеристики учащегося и др. 
Практическая работа:
1) Тест «Культура телефонного общения»»!
2) Подготовка доклада. Выступление с докладом. Выступление экспромтом. Самоанализ выступления;
3) Участие в подготовке и организации коллективного творческого дела с учащимися младших классов. Взаимооценка проделанной работы.

Третий год обучения. Введение в специальность
Раздел 1. Введение в психологию (15 часов)
Познавательные процессы и их роль в обучении. Внимание и его виды. Свойства внимания. Понятие памяти. Повторение. Приемы рационального запоминания. Память в повседневной жизни и учебной деятельности.  Мышление. Интеллект. Мышление как способ формирования понятий и способ решения задач. Стратегии мышления. Логика и интуиция. Понятие воображения. Роль воображения в техническом, художественном и научном творчестве. Творческое воображение в педагогической деятельности. Речь и язык. Виды и функции речи. Речь как средство общения и мышления. Конструктивно-рефлексивное чтение. Темперамент. Типы темперамента. Характер как программа типичного поведения человека в типичных обстоятельствах Закономерности формирования характера в школьном возрасте. Волевые качества личности. Самообладание. Стресс. Совладающее поведение в стрессовых ситуациях.

Раздел 2. Основы педагогического мастерства (11 часов)
Понятие имиджа. Имидж учителя. Стиль общения педагога как составляющая успешности педагогической деятельности. Индивидуальный стиль деятельности педагога. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности. Формирование индивидуальности учащегося через индивидуальный стиль деятельности педагога. Проблема совмещения индивидуальности и общих требований, предъявляемых к педагогической профессии. Проявления индивидуального стиля педагогической деятельности.  Школа вожатого.
Практическая работа:
1) Эссе «Мой идеал учителя»;
2) Ведение дневника наблюдений «Индивидуальный стиль деятельности учителя»;
3) Подготовка в вожатской деятельности в ЛДП во время летних каникул.

Раздел 3. Конструирование современного урока  (9 часов)
Системно-деятельностный подход к обучению в современной школе. Обучение с опорой на деятельность учащихся. Учение вместо обучения и ключевые компетенции учащегося и учителя. Технологическая карта урока. Педагогические пробы в подготовке и проведении уроков.
Практическая работа:
1) Создание технологических карт и сценарных планов уроков;
2) Проведение фрагментов урока;
3) Самопрезентация «Я – педагог».
                                            
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Первый год обучения. В мире педагогической профессии 

п/п
Тема (раздел) курса
Кол-во часов

Раздел 1. Человек и мир профессий

1.1
Классификация профессий в современном мире. Место педагогической профессии в ней.
2
1.2
Жизненное и профессиональное самоопределение.

2
1.3
Формула профессии. Пути получения профессии.

2
1.4
Способности и профессиональная пригодность.
2
1.5
Индивидуально-психологические особенности личности и выбор профессии.
2
1.6
Профориентационное тестирование.

2

Раздел 2. Педагогическая профессия в современном мире


2.1
История становления и развития педагогической профессии.

2
2.2
Особенности педагогической профессии. Ее гуманистический характер.
2
2.3
Социальная роль профессии «учитель».

2
2.4
Образ учителя в литературе.

2
2.5
Образ учителя в кинофильмах прошлых лет.

2
2.6
Школа и учитель в современном кинематографе.

2
2.7
Педагогическая профессия в пространстве Омского региона.

2
2.8
Атлас профессий будущего.

2
2.9
Перспективы развития педагогической профессии.

2
2.10
Проектируем образ современной школы.

2
2.11
Итоговое занятие. Проект  «Логотип педкласса».

2



Второй год обучения. Я в педагогической деятельности

№ п/п
Тема (раздел) курса
Кол-во часов
1
Требования профессии «педагог» к личности.

1
2
Профессиограмма «Учитель».

2
3
Базовые знания в профессии «учитель».

2
4
Необходимые способности в профессии «учитель».

1
5
Ораторские способности и пути их формирования.

2
6
Мастер – класс по декламации.

1
7
Организаторские способности и лидерские качества.

2
8
Школа лидера.

2
9
Работа актива классного коллектива.

2
10
Секреты дружного класса.

2
11
Роль КТД в формировании и воспитании коллектива.

1
12
Организация и проведение конкурса «Самый классный класс».

2
13
Волонтерство.

1
14
Коммуникативные способности в профессии «учитель».

1
15
Общение как процесс обмена информацией.

1
16
Общение как процесс взаимодействия, взаимопонимания и взаимовлияния людей.
2
17
Деловая коммуникация. Устные формы.

2
18
Деловая коммуникация. Письменные формы.

2
19
Педагогический такт. Эмпатия в педагогическом общении.

2
20
Рефлексивные способности в профессии «учитель».

2
21
Итоговое занятие. Учитель, которого ждут.

1



Третий год обучения. Введение в специальность

№ п/п
Тема (раздел) курса
Кол-во часов

Раздел 1. Введение в психологию

1.1
Познавательные процессы.

1
1.2
Интеллект и обучение.

1
1.3
Сенсорно-перцептивные процессы и их роль в процессе обучения.
1
1.4
Внимание. Пути и средства привлечения и поддержания внимания.
1
1.5
Память. Приемы рационального запоминания.

1
1.6
Мышление.

1
1.7
Логика и интуиция.

1
1.8
Воображение. Творческое воображение в педагогической деятельности.
1
1.9
Речь. Речевое поведение учителя на уроке.

1
1.10
Темперамент. Проявление качеств личности в зависимости от типа темперамента.
1
1.11
Характер. Закономерности формирования характера в школьном возрасте.
1
1.12
Эмоции и чувства. Саморегуляция. Волевые качества личности.

1
1.13
Основы возрастной психологии.

2

Раздел 2. Основы педагогического мастерства

2.1
Имидж педагога.

1
2.2
Такие разные учителя: стили общения педагога.

2
2.3
Индивидуальный стиль деятельности педагога.

2
2.4
Мастер – классы учителей «Как вести за собой». Педагогические пробы.
3
2.5
Школа вожатого.

3

Раздел 3. Конструирование современного урока .

3.1
Системно-деятельностный подход в обучении в школе 21 века.

1
3.2
Технологическая карта, сценарный план урока.

1
3.3
Практикум по созданию технологических карт и сценарных планов уроков и внеклассных мероприятий.
2
3.4
Педагогические пробы.

3
3.5
Итоговое занятие. Самопрезентация – представление портфолио «Я – педагог».
2