Положение об отборе и наставничестве обучающихся школ Саргатского района

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее положение разработано в целях реализации  муниципального проекта «Будущий учитель-учитель будущего», в соответствии с планом мероприятий проекта и регламентирует способы, критерии отбора, формы и характер участия обучающихся и педагогических работников в мероприятиях проекта. Положение предназначено для членов  предметных ассоциаций школ Саргатского муниципального района для формирования команд - участников проекта из числа обучающихся и педагогических работников.

СПОСОБЫ И КРИТЕРИИ ОТБОРА ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТЕ

Целью проекта является создание условий для профессионального самоопределения школьников по педагогическим специальностям для работы в сфере современного образования как высокотехнологической и наукоемкой отрасли, для качественного воспроизведения молодых кадров для сферы образования посредством ведения профориентационной работы со школьниками профессиональными педагогическими сообществами. Основными участниками проекта являются обучающиеся общеобразовательных организаций Саргатского района, мотивированные на осуществление педагогической деятельности в будущем,  заинтересованные на поступление в учебные заведения профессионального образования на педагогические специальности, а также обучающиеся, выражающие осознанное устойчивое желание участвовать в проекте.
Для выявления таких обучающихся и в качестве способов их отбора для участия в проекте являются:
- педагогическое наблюдение;
- анализ успеваемости обучающихся по предмету;
- анализ выполнения обучающимися заданий творческого характера;
- анализ социальной активности обучающегося в сфере общения со сверстниками;
- собеседования с обучающимися на предмет участия в проекте и особенностей предстоящей деятельности.
Критериями отбора обучающихся являются:
- собственное желание участвовать в проекте;
- наличие познавательной мотивации;
- наличие знаний по конкретному предмету не ниже базового уровня;
- наличие навыков использования ИК-технологий;
- наличие коммуникативных способностей;
- опыт адекватного поведения в стрессовых ситуациях.
Результаты отбора закрепляются нормативно-правовым документом с указанием списка участников.

КРИТЕРИИ ОТБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА

Для сопровождения обучающихся в рамках проекта формируется команда наставников из числа педагогов, основаниями для ее формирования являются:
- возраст до 35 лет;
- участие в работе лаборатории молодых педагогов;
- членство в муниципальной ассоциации учителей-предметников;
- наличие коммуникативных способностей;
- опыт подготовки обучающихся к культурно-образовательным событиям;
- опыт адекватного поведения в стрессовых ситуациях.
Результаты отбора закрепляются нормативно-правовым документом с указанием списка наставников.


ФОРМЫ УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАМКАХ ПРОЕКТА

После прохождения отбора и в соответствии с целями проекта предусматриваются различные формы участия обучающихся в организации урочной и внеурочной деятельности:
- поиск, отбор, оформление познавательно-информационных материалов для использования на уроках;
- проведение бинарных уроков/учебных занятий;
- организация контрольно-оценочной деятельности;
- разработка материалов, организация дистанционного обучения и электронного образования, разработка онлайн-курсов;
- обучение компьютерным программам в соответствии со спецификой предметов;
- разработка сценарных планов культурно-образовательных событий и их проведение для сверстников и обучающихся младших классов;
- проведение занятий в рамках курсов внеурочной деятельности, изучение образовательных запросов на курсы и их разработка;
- проведение экскурсий;
- разработка и реализация образовательных, учебно-познавательных проектов (в том числе индивидуальных) для сверстников и обучающихся младших классов;
- консультации, индивидуальные занятия с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:
- другие формы по профилю педагогической деятельности.

Наиболее результативные участники рекомендуются руководителем проекта для проведения профессиональных «педагогических» проб, участия в профильных педагогических сменах, Форуме молодых педагогов, чемпионатах WorldSkills в качестве юниоров по педагогическим и IT- компетенциям.

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГАМИ НАСТАВНИЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА

После прохождения отбора и в соответствии с целями проекта предусматриваются различные формы осуществления наставничества педагогами и сопровождения обучающихся в организации урочной и внеурочной деятельности в рамках проекта:
- помощь в поиске, отборе, оформлении познавательно-информационных материалов для использования на уроках;
- проведение бинарных уроков/учебных занятий с участием обучающегося;
- делегирование части полномочий по организации контрольно-оценочной деятельности;
- предоставление информации, материалов для организации дистанционного обучения и электронного образования, разработки онлайн-курсов;
- формирование запроса на применение и освоение компьютерных программ в соответствии со спецификой предметов;
- совместная разработка сценарных планов культурно-образовательных событий и психолого-педагогическое сопровождение обучающегося во время их проведения для сверстников и обучающихся младших классов;
- психолого-педагогическое сопровождение проведения занятий в рамках курсов внеурочной деятельности, помощь в проведении исследований по изучению образовательных запросов на курсы и их разработке;
- совместная разработка программ экскурсий, психолого-педагогическое сопровождение во время их проведения;
- совместная разработка программ динамических пауз, психолого-педагогическое сопровождение во время их проведения;
- совместная разработка и реализация образовательных, учебно-познавательных проектов для сверстников и обучающихся младших классов;
- подготовка обучающегося для проведения консультаций, индивидуальных занятий с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:
        - другие формы по профилю педагогической деятельности.
Наиболее результативные практики наставничества рекомендуются руководителем проекта для представления в рамках научно-практических мероприятий.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее положение действует в срок реализации муниципального проекта «Будущий учитель-учитель будущего». Результаты проведенного отбора и организованного наставничества в рамках проекта включаются в содержание портфолио участников.